Особняк построен в 80-х гг. XIX в. по проекту академика архитектуры Франца Иосифовича Шустера, исполнявшего обязанности губернского инженера в Саратове.
Маски над каждым окном, основательный, с крупными тумбами парапет по всему периметру крыши, который прерывается аттиком в двух местах (над боковым входом и посредине главного фасада) и украшен вазонами с пламенем вместо цветов.
Боковой вход напоминает высокие узкие ворота. Это сходство подчёркивается арочным изгибом, который повторяет рисунок карниза и опирается на прямоугольные полуколонны (такие же полуколонны «поставлены» между окнами). Под этой «аркой» так называемый картуш, «орден» с завитушками, на котором изображена дубовая ветвь, символ силы и мужества. Чуть ниже - арочное полуокно. Между этими «ложными» арками – ещё один карниз, который проходит по всему периметру особняка. Под крайними тумбами аттика - украшения в виде кирпичей, которые называются рустовкой. Отрустованы угол здания, вертикали под тумбами аттика главного фасада и въездные ворота.
По горизонтали аттика главного фасада симметрично «расставлены» львиные головки. А сам аттик украшен квадратом чердака с круглым окном-отверстием и навесом, похожим на шляпку гриба. Под этим «грибком» - картуш с кадуцеем, жезлом древнеримского бога Меркурия, покровителя торговли. Он как бы возвышается символом над всей усадьбой, хозяин которой успешно торговал зерном и салом.
Некогда здание украшали грифоны из тонкого железа – могущественные мифические существа наполовину львы, наполовину орлы. Главные охранители дома, они в средневековье считались символом двойной (божественной и человеческой) природы Иисуса Христа. Архитектор отвёл им место на вершинах водосточных труб и по бокам аттического квадрата-чердака.
А справа от главного входа – въездные ворота. Они почти в точности повторяют форму бокового входа, но, по размерам, шире раза в два. А на картуше – изящная лилия, перевязанная ленточкой, символ невинности, чистоты и царственности. Впечатляет рисунок ворот: вверху – словно павлиний хвост, в середине, на обеих створках, - вазоны-светильники, которые опираются на овалы-ордена, установленные на «холмиках», и всё это на фоне тонких чугунных кружков и разнообразных завитушек.
Здание ошеломляет необычным сочетанием строгости и некоторой вальяжности, вызывает уважение и восторг одновременно. Создаётся ощущение, что здесь жил человек основательный, серьёзный, деловой, но, в то же время, романтичный.
Не случайно в народе ходит легенда, что Паисий Мальцев украшал свой особнячок в угоду некоей итальянке, в которую он был влюблён и которую хотел перевезти сюда, в Балаково. Однако маленький пыльный летом и грязный в распутицу волжский городок не понравился возлюбленной. Она уехала, а памятник, сооружённый якобы в её честь, остался. Кстати, считается, что романтические детали на здание добавлял великий Шехтель, который в 10-е гг. XX в. трудился в Балакове над храмом Святой Троицы.
Особенно «развернулось плечо, раззудилась рука» зодчего внутри дома. Словно ему было позволено делать всё, что только заблагорассудится, лишь бы обычный дом превратился во дворец. И Шехтель вложил всю свою энергию, всю фантазию. Даже подъезды он выполнил в разном стиле.
Главный - строгий, с широкими полуколоннами и нишами для фонарей. Справа – маленькая дверь во двор. Над ней небольшое квадратное окно, карниз которого опирается на незатейливые кронштейны. Чугунная лестница ведёт к основной двери, смещённой немного влево. Рядом - большое квадратное окно с широким подоконником.
А боковой, интимный подъезд – более светлый, игривый. По обеим сторонам - обнимающиеся амурчики, обведённые крупными лавровыми венками, перевязанными ленточками и бантиками. Над ними и дверью – арки с пастушками, играющими на дудочках. И всюду - обрамлением - цветочки, веточки, розанчики, милые, еле заметные личики ангелочков.
Отличаются друг от друга и комнаты. Они расположены по «дворцовому», сквозному принципу - по периметру здания – и богато украшены обильной и изящной лепниной, декорированными дубовыми дверями и мраморными каминами с фигурами. Причём у каждого зала свой стиль: охотничий, греческий, восточный. Поэтому в народе за особняком и закрепилось второе название - «Петродворец на Волге».
Паисий Мальцев был вхож в дом знаменитого московского журналиста и писателя Владимира Гиляровского и прославился своей благотворительностью и страстью к старине. Он собирал старопечатные и рукописные книги. В советское время часть его огромной коллекции стала основой отдела редких книг научной библиотеки Саратовского госуниверситета, а часть (наиболее ценная) осела в Государственных библиотеках Москвы и Ленинграда (теперь Петербург). Кроме того, Мальцев собирал документы и вещи российских знаменитостей, в том числе и писателя Н.В. Гоголя, материалы по истории масонства и Отечественной войны 1812 г. И последняя коллекция хранится в Государственном историческом музее в Москве.