Струковский сад - старейший парк Самары, расположенный на берегу Волги, рядом с Самарским Драматическим Театром.
Ранее на территории, вплотную примыкающей к набережной Самары располагался лесной массив, принадлежавший управляющему Илецкими соляными промыслами В. Н. Струкову, Действительному Статскому Советнику, который построил здесь усадьбу и разбил сад.
В 1820 году он возглавлял в Самаре соляное управление. С 1828 года правление промыслами перебазировалось в Соль-Илецк. Сад на берегу Волги постепенно пришел в полное запустение. За махинации вся его собственность в 1848 году была распродана, сад за 900 рублей достался Титулярному Советнику Д.Е.Обухову, который, впрочем, тут же изъявил желание уступить его городскому обществу. Позже город приобрел еще несколько участков смежной земли, снес избы и хозяйственные постройки, отделявшие сад от Волги, и его площадь стала составлять более семи гектаров.
В мае 1849 года Самару посетил Симбирский губернатор П. Д. Черкасский. Князь удивился, что такое прекрасное место пустует, предложил привести сад в порядок и отвести для общественных прогулок. По счастью, в свите губернатора находился служащий его канцелярии Михаил Николаевич Островский, брат известного драматурга. В одном из своих писем, их отыскал в Москве самарский краевед А.И Носков, он рассказывает о том, как происходило открытие Струковского сада.
«Этот сад, до тех пор заброшенный, в продолжение двух дней был наполнен до 150 человек рабочими, которые расчистили дорожки, разбили палатки, приготовили иллюминацию и фейерверк. После обеда вся Самара двинулась в сад, весь прекрасный пол, разряженный до последней степени, явился на гулянье, музыка гремела, песенники пели, все веселились в честь князя. Дамы, мы и несколько дворян собрались в палатке, там мы пили чай, ели мороженое, болтали; наконец, лопнула ракета, все выбежали в сад, фейерверк сгорел, мы двинулись в дом помещика Неронова, где танцевали до утра в честь князя…После бала мы рано утром выехали из Самары и, правду сказать, немного грустно было расставаться с этим веселым, добрым, радушным городом.»
В путеводителе XIX века «Живописная Россия» можно прочесть мнение:
«Особо хорош Струковский сад, обширный и довольно старый, приспособлен к общественным гуляниям с 1851 г… В летние вечера — музыка…»
Мнение Константина Павловича Головкина:
«Центральная аллея называлась, например, скотопрогонной. Это презрительное название она получила, потому что по ней гуляла демократическая часть обывателей города «горчица» со своими «дамами» (самарскими перешницами) и подростки. Здесь они чувствовали себя свободнее и вели непринужденно и развязно. Громкий разговор, хохот, иногда перекличка и русская крепкая ругань были обыденным явлением. Сидящие в этой аллее на лавочках молодцы развлекались над прохожими подставлением ног и просто отпускали гнусные комплименты. Приличная публика избегала эту аллею и гуляла по Набережной и по Предвокзальной дорожке».