Церковь Святого Георга в Самаре является старейшей в Поволжье. Она построена в 1863 году. Подобные сооружения строились в Саратове и Симбирске (Ульяновске), но до наших дней не дожили. Казалось бы, странно - Самара, и такая красивая лютеранская церковь. Как она вообще появилась в исконно мусульманско - православной губернии? Неужели в конце 19 века в Самаре было столько лютеран?
Построить церковь задумал самарский купец первой гильдии, католик по вероисповеданию Егор Никитич Аннаев в 1854 году. Тем самым, возводя ее на собственные деньги, Аннаев дал толчок развитию лютеранства на самарской земле.
До 1854 года те немногие самарцы, кто исповедовал лютеранство, собирались на квартире у кого-то из своих единоверцев и совершали традиционные обряды и ритуалы. Заслуживает внимания толерантность властей и отношение к чаяниям немногочисленной прослойки горожан. Несмотря на то, что к 1854 году самарцев евангелическо-лютеранского исповедания насчитывалось лишь 30 человек (в основном чиновники и те, кто работал в Самаре гувернерами или приглашенными учителями), губернатор К. К. Грот образовал формальным образом церковный совет между лицами евангелическо-лютеранского исповедания, и сделался в нем первым председателем. По документам в общине к тому времени также значились “1 столяр, 1 булочник и 1 аптекарь”. Лютеранская община и мечтать не могла, что через каких-то 9 лет в центре тогдашней Самары будет возвышаться их собственный храм. После восстания против России поляков храм, который изначально Аннаев строил на свои деньги для католической общины, передали во владение лютеранам. Как показала история, ни у кого из прихожан не осталось и тени обиды друг на друга, а все остальные жители только выиграли. Теперь в провинциальной Самаре появилось сразу два роскошных молельных дома. И шанс, что, как пел Высоцкий, Господь чаще будет замечать наш город.
Храм освятил 26 сентября 1865 специально приехавший из Казани дивизионный проповедник Пундани, посещавший один раз в году общину в Самаре для совершения таинств. Он освятил храм вместе с пастором Мейером из Симбирска. Из за того, что община была немногочисленна, несмотря на появление такого роскошного храма, в Самаре не было собственного пастора. Только в июле 1986 года в город из Омска с женой и двухлетним сыном прибыл урожденный эстонец Эдуард Иогансен, который и стал первым пастором евангелическо-лютеранской общины. И можно сказать, что с этого момента начался её расцвет на Самарской земле.
Петр Алабин в своем труде “Религиозное образование и Самарская церковь” рассказывает о том, что предшествовало строительству лютеранской церкви и описывает положение дел в общине:
“Мы видели выше, что въ начале своего образования лютеранское попечительство не имело никакихъ материальныхъ средствъ. Ныне оно находится въ другомъ положении. Оно имеетъ ныне, не говоря уже о храме, весьма изящномъ снаружи и прекрасно отделанномъ внутри, по обоимъ сторонамъ храма, на углу Дворянской улицы, два двух-этажные, крытые железомъ, каменных дома, которые вместе съ церковью стоятъ более 40000 р. Пока дома эти, окончательно отдеданные въ 1875 году, сдаются попечительствомъ въ наймы, но когда средства общества вновь окрепнутъ и возрастутъ, предполагается: въ одномъ изъ этихъ домовъ устроить элементарное училище для приходящихъ, а въ другомъ его этаже поместить пастора, во второмъ же доме открыть коммерческое или реальное училище, для детей всехъ христианскихъ исповеданий.“
Через 13 лет после освящения храма в Самаре было уже около 300 лютеран, причем их вклад в общественную жизнь города был весьма весом. При общине действовало общество “Поддержки образования”, которое занималось распространением и укреплением культурных и языковых связей. При общине была создана школа и детский сад для немецких детишек. Община не просила помощи у властей, жила на пожертвования собственных членов и иногда находила средства для помощи городу в проведении тех или иных общественных мероприятий.
Не стоит думать, что жизнь общины была безоблачна и полна радостей. В 1975 году в Самаре произошел грандиозный пожар и храм Святого Георга выгорел полностью. Можно поразиться мужеству и стойкости немецкого народа - они в короткий срок не только отстроить храм заново, но и расширили его: добавились 2 новых флигеля, пасторат, квартира пастора и дом общины. Храм приобрел тот вид, который уже привычен самарцам.
Ну а приход в город советской власти ознаменовался началом периода религиозного мракобесья. Причем до 1924 года община работала вполне сносно: продолжались богослужения, действовали школа и детский садик. А в 1930 году в “светлые головы” руководителей пришла мысль о закрытии храма с гениальной формулировкой - “по просьбам трудящихся”. Трудящимся, как оказалось, был небезызвестный “Союз Безбожников”. Он важно заседал в здании храма. Но, видимо, закрытия показалось мало и в церкви устроили склад. Многие прихожане были арестованы, репрессированы, а потом, после войны, их и вовсе выслали. И от былой красоты остались лишь воспоминания на открытках.
Возрождение храма Святого Георга началось, как и у Костела, в 1991 году, когда его опять вернули церкви. Причем первое Рождественское богослужение было проведено уже 21 декабря 1991 года. И ни мороз (- 21 внутри храма), ни пожар, случившийся за несколько месяцев до этого, не омрачили радости прихожан.
.