|
Академический театр драмы имени М. Горького
Самарский академический театр драмы имени М.Горького ведет свой отсчет театральных сезонов с осени 1851 года, когда городу Самаре был присвоен статус губернского, и городская дума пригласила антрепренера Е. Стрелкова с маленькой труппой на зимний сезон. На берегу Волги в доме Лебедева, приобретенном для театра самарскими купцами, каждый вечер играли водевили, переведенные мелодрамы, патриотические "пиесы" русских авторов и даже комедию Николая Гоголя "Ревизор". В 1854 году здание театра сгорело во время большого пожара вместе с несколькими кварталами деревянных домов. В 1855 году на собранные по подписке среди дворян деньги было построено деревянное здание театра, которое служило городу до 1886 года. На его сцене дебютировала великая русская актриса Пелагея Стрепетова. Антрепренер А.Рассказов организовал мощный актерский ансамбль, в котором блистали Иван Писарев и Александр Ленский. О самарской драме заговорили в России. В 1888 году по проекту московского архитектора М.Н.Чичагова, строившего театр Корша (МХАТ им. Горького), между женским монастырем и Струковским садом было построено новое каменное здание театра, которое украшает город и по сей день,
В 1901 году самарскому театру исполнилось 50 лет. Тогда же первой в России самарская сцена открыла для себя и зрителей драматурга Максима Горького. Премьера "Фомы Гордеева" на несколько дней опередила петербургскую. В этот день, 15 ноября 1901 года впервые имя Горького появилось не только на театральной афише, но и в названии нашего театра.
В разные периоды дореволюционной жизни театра самарских зрителей восхищали великие актеры: Мария Савина, Вера Комиссаржевская, Павел Орленев. Они вдохнули в старый театр новую жизнь, подняли планку театрального искусства на уровень своего таланта, и к этой высоте невольно тянется каждый кто здесь работает.
Сегодня театр на новом витке своего развития. С 1995 года им руководит режиссер, петербургской школы Георгия Товстоногова, Вячеслав Гвоздков. В обновлённом репертуаре двадцать спектаклей - премьеры последних трёх лет. Пять из них: "О мышах и людях" по Джону Стейнбеку, "Человек, животное, добродетель" Луиджи Пиранделло, "Король. Дама. Валет." по Владимиру Набокову, два спектакля по пьесам Француазы Саган: "Замок в Швеции" и "Лошадь в обмороке" поставлены Гвоздковым, остальные, за редким исключением,- приглашёнными на постановку петербургскими режиссерами. Эта тенденция сегодняшнего театра как бы развивает духовную связь, возникшую между нашем театром и северной столицей весной 1931 года, когда, покинув Ленинградский академический театр драмы, в Самару приехал артист Николай Симонов и несколько его товарищей - артистов. Симонов возглавил театр и при помощи энергичных и талантливых сподвижников в несколько лет раскрутил маховик театрального дела на полную мощность. Преемникам оставалось поддерживать ход. С тех пор театр переходил из одних любящих рук в другие как бы с наказом: помни и не роняй!
Такие режиссеры, как А.Волгин, И.Ростовцев, а с 1955 года П.Монастырский, сумели не только поддержать, но и приумножить славные традиции куйбышевско-самарской сцены. В 1977 году театру присвоено почетное звание академического.
|
|